Поршневые компрессоры

Поршневой компрессор выполняет задачу по перекачке хладагента при помощи цилиндра, который забирает (через всасывающий клапан) пары хладагента из испарителя, после чего сжимает их и возвращает в конденсатор (через нагнетательный клапан). Кипение пара происходит за счет понижения давления при его отсосе из испарителя, конденсация – при увеличении давления. Компрессия происходит благодаря уменьшению объема газа во время сжатия в цилиндре поршня. Обычное рабочее вещество поршневых холодильных компрессоров – аммиак или пары фреона, также могут быть варианты с пропаном и пропиленом.

Чаще всего в холодильном оборудовании применяются:

  • Бескрейцкопфные компрессоры, работающие с аммиаком и фреоном. Они выполняются в формате блок-картера, что придает больше жесткости и прочности. Как правило, это прямоточные компрессоры, угловые или вертикальные, действуют они по простой схеме. Цилиндры в них охлаждаются водой (аммиачный компрессор) или воздухом (фреоновый компрессор). На них имеются ложные крышки, защищающие их от гидроудара. Такие агрегаты быстры, компактны и легки, отлично подойдут, если большая производительность не требуется.
  • Крейцкопфные компрессоры, работающие на пропане, пропилене и аммиаке. Поршни в них расположены горизонтально, двигаются взаимно противоположно друг другу, цилиндры охлаждаются водой. Такие машины отличаются большой производительностью, могут быть одно- и двухступенчатыми. Движение от шатуна к поршню в данном случае передает крейцкопф (шатун).

Выбирая компрессор, стоит учесть перечисленные факторы.

Несмотря на то что поршневой компрессор является одним из самых массовых в промышленности, последнее время он активно вытесняется винтовым компрессором. В числе причин этому можно отметить чувствительность к гидроударам, которые присущи крейцкопфным компрессорам, а также сложность доступа к узлам фреоновых и аммиачных бескрейцкопфных компрессоров. Последнее выражается в виде закрытости смазочной системы и подшипников, которые неудобно расположены в блоккартере, защищающем цилиндр.